Каталог статей
Главная страница Строительство. Недвижимость. Ремонт Реконструкция и капремонт зданийРеставрация памятников архитектуры
Реставрационные мастерские производили комплексные работы по исследованию, разработке проектов реставрации и выполнению реставрационных работ. Создание специализированных реставрационных мастерских значительно повысило качество исследований памятников, разработку проектов реставрации и производство реставрационных работ по сравнению с довоенным временем.
В 1943 г. в Ленинграде при Архитектурно-планировочном управлении было создано специальное архитектурно-художественное училище по подготовке альфрейщиков, краснодеревцев, позолотчиков, резчиков по дереву, лепщиков и других высококвалифицированных кадров, способных вести сложные реставрационные работы. В 1945 г. это училище было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище.
В том же году были созданы аналогичное училище в Москве и несколько средних художественно-промышленных училищ в ряде других городов.
По мере освобождения городов и сел от немецких оккупантов разворачивались работы по оказанию первой помощи пострадавшим памятникам. На первом этапе это были работы по выводу памятников из аварийного состояния путем таких первоочередных мероприятий, как устройства несущих конструкций для поддержания наклонившихся стен; кружал, поддерживающих оседающие своды и купола; временных кровель над зданиями и шатров над руинами. Одновременно проводились большие работы по исследованию памятников, их обмеру и подготовке проектной документации по их восстановлению.
Методика реставрации, выработанная в 20-х гг., не могла охватить все проблемы восстановления пострадавших памятников. В ходе практических работ по исследованию и восстановлению памятников вырабатывалась новая методика, которая получила свое обобщение выпущенной Комитетом по делам архитектуры в 1949 г.
Правила ведения реставрационных работ, выработанные в 20-х гг., касались лишь общих, принципиальных вопросов реставрации памятников архитектуры. Они даже не были изложены в определенной системе и не были опубликованы.
Выполнение правил, предусмотренных Инструкцией, было обязательно для всех органов Комитета, на которые были возложены выявление, учет, регистрация и представление на утверждение списков памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, осуществление руководства и контроль за правильностью использования и порядка производства ремонтнореставрационных работ. Инструкция явилась важным документом, сыгравшим положительную роль в деле реставрации.
Восстановление городов, сильно разрушенных во время войны, выдвинуло проблему взаимосвязи новой застройки с памятниками архитектуры. Встал вопрос о гармоничном сочетании старого и нового в градостроительном плане. Реставрация памятников архитектуры приобрела градостроительное значение. Идея органического сочетания памятников архитектуры и новой городской застройки получила наглядное выражение в генеральных планах и в практике восстановления Новгорода (А. Щусев) и Пскова (Н. Баранов).
В связи с этим велись дискуссии: расчищать памятники от окружающей застройки или же оставлять их в плотном окружении? В результате было определено, что решающей должна быть сложившаяся историческая градостроительная ситуация,
подсказывающая конкретное архитектурное решение. лько в Ленинграде в 1944—1945 гг. было восстановлено более 800 выдающихся памятников архитектуры, в том числе Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Адмиралтейство, Инженерный замок, Таврический, Мариинский, Юсуповский, Шереметевский, Каменноостровский дворцы, Смольный монастырь, Александро-Невская лавра, Петропавловская крепость и многие другие памятники города. В этих работах приняли участие сотни архитекторов и среди них такие, как Н. Белехов, А. Ротач, М. Шепилевский, А. Гегелло и др. Следует подчеркнуть большую роль Н. Белехова, возглавлявшего инспекцию по охране памятников Ленинграда, развернувшую огромную по масштабам и научной ценности работу.
Особенно велики по объему и сложности были реставрационные работы по восстановлению дворцово-парковых ансамблей Павловска, Петродворца и Пушкина.
К реставрационным работам были привлечены крупнейшие архитекторы, искусствоведы, высококвалифицированные мастера — живописцы, скульпторы, лепщики, резчики, паркетчики.
Адрес источника:
http://texekspertiza.ru
Добавлена: 03-09-2014
Срок действия: неограниченная
Голосов: 0
Просмотров: 2359
Оцените статью!